Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научно-исследовательская работа

Направления научной работы кафедры естественных определяются сферой научных интересов преподавателей и охватывают три больших блока: эколого-географические, эколого-биологические и эколого-педагогические исследования

В рамках указанных блоков проводится изучение биологических систем, гео- и экосистем, образовательных систем в пространстве региона.

Основные направления научной работы кафедры естественных наук

Направление Преподаватели
Эколого-биологические исследования
Морфофизиологическая интеграция инвазионных видов растений в различных частях ареала М.Ю. Меньшакова
Влияние экологических факторов на функционирование биологических систем М.Ю. Меньшакова, Е.Г. Митина, М.Н. Харламова, Н.В. Икко
Биологическое разнообразие наземных и водных экосистем Н.В. Василевская, Н.В. Икко, Е.Г. Митина, М.Н. Харламова
Эколого-географические исследования
Эколого-географические проблемы состояния и устойчивого развития арктических территорий Светлова М.В., Полхов А.П., Чумакова С.В., Александрова Е.Ю., Николаев А.В.
Эколого-педагогические исследования
Региональный компонент в школьном образовании и в профессиональной подготовке студентов Е.Н. Луппова, Е.Г. Митина, В.А. Крыштоп, В.В. Сагайдачная, Е.Ю. Александрова
Эколого-образовательная среда региона (адаптационный потенциал, образовательные системы, устойчивое развитие) Е.Г. Митина, Е.Н. Луппова, М.В. Светлова, Е.Ю. Александрова

Направления и результаты научной (научно-исследовательской) деятельности и научно-исследовательская база для ее осуществления в соответствии с образовательными программами, реализуемыми на кафедре

Образовательная программа Направления научной (научно-исследовательской) деятельности Научно-исследовательская база Результаты научно-исследовательской деятельности
06.03.01
Биология
(очная форма обучения)
Профиль Общая биология
Квалификация Бакалавр
Морфофизиологическая интеграция инвазионных видов растений в различных частях ареала
Влияние экологических факторов на функционирование биологических систем
Биологическое разнообразие наземных и водных экосистем
Региональный компонент в школьном образовании и в профессиональной подготовке студентов-биологов
Учебно-научная база МАГУ, кафедра естественных наук Наиболее значимые публикации:
Монография:
Меньшакова М.Ю., Жиров В.К., Хаитбаев А.Х., Гайнанова Р.И. Изменчивость фотосинтетического аппарата растений в бореальных и субарктических экосистемах. – М.: Наука, 2008. – 128 с.
Учебные пособия:
Василевская, Н.В. Экология растений Арктики: Учебное пособие. Гриф УМО / Н.В. Василевская. – Мурманск, 2014. 2-е изд. 184с.
Харламова М.Н., Новиков М.А. Введение в аутэкологию. Биотические факторы. – Мурманск: МГГУ, 2013. – 125 с.
Харламова М.Н. Зоология позвоночных в полевых условиях: Учебное пособие. – Мурманск: МГПУ, 2009. – 103 с.
Учебно-методическое пособие:
Икко Н.В., Митина Е.Г., Шатецкая В.А. Зоология беспозвоночных: первичнополостные черви (задания и упражнения для самостоятельной работы студентов) – Мурманск: МГГУ, 2015. – 54 с.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК:
Василевская Н.В., Петрова Н.В. Морфологическая изменчивость пыльцы Pinus sylvestris в условиях промышленного города (на примере г. Мончегорска) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Сер. Естеств. и техн. науки. – 2014. – № 4 (141).
Меньшакова, М.Ю. Виды Черной книги флоры Средней России на территории Мурманска [Текст]/ М.Ю. Меньшакова // Естественные науки. – 2011. – № 3. – С. 50-55.
Меньшакова, М.Ю. LUPINUS NOOTKATENSIS DONN EX SIMS в Мурманской области/ М.Ю. Меньшакова // Естественные науки. – 2012, №3. – С. 25-29.
Menshakova M. Investigation of allelopatic influence of two alien Murmansk flora species in water extracts. Oxford Review of Education and Science, №1 (9), January-June 2015. – P. 212-216.
Митина, Е. Г. Климатические уроки в школьном курсе биологии : системно-средовой подход / Е. Г. Митина, Е. Н. Луппова // Биология в школе. – 2012. – № 8. – С. 51-58.
Магистратура:
06.04.01
Биология
(очная форма обучения)
Профиль Общая биология
Квалификация Магистр
05.03.06
Экология и природопользование
(очная форма обучения)
Профиль Природопользование
Квалификация Бакалавр
Влияние экологических факторов на функционирование биологических систем
Биологическое разнообразие наземных и водных экосистем
Комплексная эколого-географическая оценка территорий.
Эколого-образовательная среда региона (адаптационный потенциал, образовательные системы, устойчивое развитие)
Учебно-научная база МАГУ, кафедра естественных наук Наиболее значимые публикации:
Монография:
Митина, Е. Г. Эколого-образовательная среда региона : монография / Е. Г. Митина. – Мурманск : МГГУ, 2010. – 100 с.
Учебное пособие:
Василевская, Н.В. Экология растений Арктики: Учебное пособие. Гриф УМО / Н.В. Василевская. – Мурманск, 2014. 2-е изд. 184с.

Учебно-методические пособия:
Александрова Е.Ю. Техногенные системы и экологический риск: учебно-методическое пособие / Е. Ю. Александрова. – Мурманск: МАГУ, 2016. – 143 с.
Александрова Е.Ю., Николаев А.В. Экологический мониторинг: учебно-методическое пособие / Е.Ю. Александрова, А.В. Николаев. – Мурманск: МАГУ, 2016. – 101 с.
Руководство к проведению учебной полевой практики по экологии: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Е.Н. Луппова, М.Ю. Меньшакова, М.В. Светлова, Е.Д. Глазунова. – Мурманск: МАГУ, 2016. – 40 с.
Научные публикации в ведущих рецензируемых журналах, входящих в список ВАК:
Василевская, Н. В. Воздействие промышленного загрязнения на строение листа Betula czerepanovii (Betulaceae)/ Н.В. Василевская, Ю.М. Лукина // Растительные ресурсы. – 2012. – Т. 48, вып. 1. – С. 51 – 58.
Меньшакова, М.Ю. LUPINUS NOOTKATENSIS DONN EX SIMS в Мурманской области/ М.Ю. Меньшакова // Естественные науки. – 2012, №3. – С. 25-29.
Светлова, М.В. Применение SWOT-анализа в исследовании эколого-географического положения региона (на примере Мурманской области)/ М.В. Светлова, В.В. Денисов // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2012. № 24. – С. 126 – 136.
Митина, Е. Г. Потенциал средового подхода в образовании для устойчивого развития: региональный аспект / Е. Г. Митина // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5464.
25.00.23
Физическая география и биогеография, география почв и геохимия
(аспирантура)
(направление подготовки 05.06.01 Науки о земле)
Влияние экологических факторов на функционирование биологических систем
Биологическое разнообразие наземных и водных экосистем
Комплексная эколого-географическая оценка территорий.
Учебно-научная база МАГУ, кафедра естественных наук Подготовленные к защите диссертации:
Нужнова О.К. Экологический анализ взаимоотношений насекомых-опылителей с растениями в условиях широтного градиента (на примере брюквенницы Pieris napi L.): автореф. дис. ... канд. биол. наук: 03.02.08, 03.02.01. – Мурманск: ООО «Индиго», 2011. – 22 с.
Лукина Ю.М. Влияние техногенного загрязнения комбината «Североникель» на рост и развитие древесных растений (на примере Betula czerepanovii Orlova). Автореферат диссер. на соиск. уч. степени канд. биол. наук. – Мурманск: ООО «МПК», 2012. – 21 с.
Икко Н.В. Особенности биологии массовых литоральных гаммарид (Crustacea: Amphipoda) в Кольском заливе: автореф. дис. ... канд. биол. наук: 25.00.28. – Мурманск: РИО МГПУ, 2009. – 25 с.
Светлова М.В. Комплексная оценка эколого-географического положения приморских территорий (на примере Мурманской области). – Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. геогр. наук по спец. 25.00.36 Геоэкология (Науки о Земле). – Мурманск: МГГУ, 2014. – 24 с.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК:
Нужнова О.К. Особенности роста брюквенницы Pieris napi (Lepidoptera, Pieridae) в условиях неморальной зоны России // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Естественные и технические науки. – 2011. № 6 (119). – С. 32-36.

Василевская Н.В., Лукина Ю.М. Влияние техногенного загрязнения на динамику роста и мезоструктуру листа Betula czerepanovii Orlova (Мурманская область) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Естественные и технические науки. – 2011, № 8 (121). – С. 7-11.
Светлова, М.В. Применение SWOT-анализа в исследовании эколого-географического положения региона (на примере Мурманской области)/ М.В. Светлова, В.В. Денисов // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. – СПб.: Изд-во РГГМУ, 2012. № 24. – С. 126 – 136.
03.02.08
Экология
(аспирантура)
(направление подготовки 05.06.01 Науки о земле)
44.04.01
Педагогическое образование
Магистерская программа «Эколого-географическое образование»
Эколого-образовательная среда региона (адаптационный потенциал, образовательные системы, устойчивое развитие) Кафедра естественных наук Наиболее значимые публикации:
Монографии:
Митина, Е. Г. Эколого-образовательная среда региона : монография / Е. Г. Митина. – Мурманск : МГГУ, 2010. – 100 с.
Митина, Е. Г. Эколого-образовательная среда региона как фактор развития системы методической подготовки студентов-биологов : монография / Е. Г. Митина. – Мурманск : МГГУ, 2013. – 156 с.
Публикации в ведущих рецензируемых журналах, входящих в перечень ВАК:
Митина, Е. Г. Потенциал средового подхода в образовании для устойчивого развития: региональный аспект / Е. Г. Митина // Современные проблемы науки и образования (электронный журнал). – 2012. – № 1. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5464.
Митина, Е. Г. Роль эколого-образовательной среды региона в подготовке педагога-биолога / Е. Г. Митина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. – 2010. – № 135. – С. 154-166.

Обновлено 06.12.2017