Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Научно-исследовательская работа студентов в 2013—2017 годах

В университете ведется целенаправленная работа по совершенствованию финансовой, организационно-методической и информационно-технической базы научно-исследовательской деятельности студентов.

Мероприятия системы НИРС реализовываются на основе комплексного перспективного планирования ее основных направлений, видов и форм организации. Общее руководство и координация функционирования системы НИРС вуза осуществляется Советом по НИР И РИД и Студенческим научным обществом МАГУ.

Организация и развитие НИРС в МАГУ определяется рядом нормативно-правовых актов: Положением о Студенческом исследовательском бюро, Положением о Студенческих научных обществах МАГУ, Положениями о проведении предметных олимпиад и др. В целях оперативного информирования о студенческих научных и научно-практических мероприятиях создан сайт студенческого научного общества, созданы группы в социальных сетях.

Научно-исследовательская работа студентов в МАГУ является неотъемлемой частью подготовки в условиях уровневого образования и носит интегративный и системный характер. Она реализуется по следующим основным направлениям:

  • работа в студенческих научных лабораториях, кружках, проблемных группах и семинарах
  • организация деятельности студенческих научных обществ МАГУ
  • участие студентов в научно-исследовательской деятельности в соответствии с основными темами НИР МАГУ (проведение экспериментов на базе научно-исследовательских учреждений области, экспедиционные исследования, совместные исследования по плану научно-исследовательских лабораторий, грантовая деятельность и др.)
  • подготовка специальных курсовых, выпускных квалификационных работ
  • участие в финансируемых научно-исследовательских проектах и программах
  • участие студентов в массовых научно-технических мероприятиях студентов различного уровня (конференциях, семинарах, «Неделях науки», чтениях и др.)
  • участие в состязательных научных мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, выставках и др.)
  • издание сборников научных работ студентов МАГУ
  • осуществление связи с деканатами, кафедрами и другими структурными подразделениями других вузов страны и зарубежья

В течение 2013-2017 гг. в различных формах НИРС участвовало 5087 студентов очного отделения, что составляет 43,1% от общего количества студентов очной формы обучения. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне массовости и престижа научной деятельности среди студентов университета. Количественный показатель активности студентов, принимавших участие в НИР по годам, представлен в таблице 1.

Таблица 1
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
Численность студентов очной формы обучения, всего 1303 1813 1893 4602 (включая филиалы) 2174 11 785
Численность студентов очной формы обучения, участвовавших в НИР, всего 1151 1155 852 837 1092 5087
% от общего количества студентов очной формы обучения 58,1 63,7 45 18 50,2 43,1

Широкое вовлечение студентов в НИР сопровождалось совершенствованием структуры студенческого научного самоуправления: создано СНО МАГУ и его факультетские подразделения, расширилась сеть первичных научных объединений студентов. К настоящему времени в университете функционирует 15 научных студенческих кружков, научно-проблемных групп и научных объединения, 7 научно-исследовательских лабораторий

Наблюдается тенденция увеличения разнообразия используемых форм организации НИРС. Всего за отчетный период на базе МАГУ было проведено 74 конкурса, 61 выставка студенческих научных работ, 164 научно-технических мероприятий НИРС. Ежегодно реализовываются такие комплексные формы организации НИРС, как Дни науки, Декады науки, Фестивали науки и др. Количественные характеристики, проведенных на базе университета мероприятий по годам представлены в таблице 2.

Таблица 2
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
Количество организованных конкурсов на лучшую НИР студентов 8 23 11 16 16 74
Количество организованных студенческих научно-технических мероприятий 47 36 18 32 63 196
в том числе международные, всероссийские, региональные 4 18 17 17 31 87
Количество организованных выставок студенческих работ 13 18 11 10 9 61

В 2017 году МАГУ выступил организатором 31 студенческого научного мероприятия различного уровня (международного, всероссийского, регионального).

Расширяется практика участия студентов вуза в научно-технических и состязательных мероприятиях НИРС разного уровня. Студентами было подготовлено 4085 докладов, 653 научных работы подано на конкурсы различного уровня, 2737 экспонатов демонстрировались на выставках. Количественные характеристики по научно-исследовательской работе студентов университета и их динамика по годам за исследуемый период представлены в таблице 3.

Таблица 3
Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
Количество докладов, сделанных студентами на научных конференциях, семинарах всех уровней, всего 741 902 781 830 831 4085
— в том числе на международных, всероссийских, региональных 182 277 632 371 460 1922
Количество экспонатов, представленных студентами на выставках всехуровней с участием студентов, всего 869 339 426 474 629 2737
— в том числе на международных, всероссийских, региональных 600 323 224 145 629 1921
Количество студенческих работ, поданных на конкурсы различного уровня налучшую НИР 58 223 20 63 289 653

В 2017 году 15 работ были направлены для участия во Всероссийских открытых конкурсах на лучшую студенческую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам.

Научные работы студентов были также представлены на конкурсах и олимпиадах:

  • Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна — моя Россия», региональный этап
  • Конкурс научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области
  • Региональный конкурс краткосрочного рисунка «Мгновение» (12.2016 г.)
  • Региональный творческий конкурс экономических сказок «Золотая карусель»
  • Региональный конкурс студенческих работ в сфере предпринимательства «Импульс будущего».
  • Результаты научных исследований студентов проходят успешную апробацию на научных мероприятиях различного уровня, в том числе

    На международных научно-технических мероприятиях:

    • Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2017» (РАЕ, г. Москва);
    • Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2017»
    • Международная научно-практическая конференция «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» (Республика Беларусь, г. Могилев)
    • Международное соревнование для студентов и школьников по программированию «Час кода» (2016 г.)
    • Международная научная конференция студентов и аспирантов «Проблемы Арктического региона»
    • Международная молодежная научно-практическая конференция «Перевод как фактор развития
    • Международная научно-практическая конференция «Оказание помощи лицам с особыми образовательными потребностями. Проблемы и пути решения» (2015 г.)
    • Международная конференция молодых ученых «Психология — наука будущего» (РАН, г. Москва, 2017 г.).

    На всероссийских научно-технических мероприятиях:

    • Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее» Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников
    • II Всероссийская научно-практическая конференция «Север в XXI веке: среда обитания, общество, освоение» (г. Мурманск, 2016 г.)
    • Всероссийская научно-исследовательская конференция студентов и школьников «Современные тенденции и проекты развития информационных систем и технологий» (Хабаровский государственный университет экономики и права, 2016 г.);
    • Всероссийская научно-практическая конференции с международным участием «Арктический дизайн» (2015 г.)
    • Всероссийский научно-практический семинар «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (2015 г.)
    • Всероссийский чемпионат по поиску информации в сети интернет среди студентов и школьников (2015 г.)
    • Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития» (2015 г.).

    По итогам состязательных научных мероприятий студентами университета в 2017 г. получено 183 награды различного вида. За исследуемый период студенты МАГУ за успешную научную работу были удостоены 6 стипендий Президента РФ, 4 стипендий Правительства РФ, 8 стипендий Губернатора Мурманской области, 9 премий Губернатора Мурманской области, 2 премий «Олимп» Губернатора Мурманской области, стипендии им. А. И. Солженицына, 1 стипендии мэра г. Мурманска. Количественные показатели по наградам, полученным студентами университета за каждый исследуемый год, указаны в таблице 4.

    Таблица 4
    Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
    Количество всех видов наград, полученных студентами на конкурсах налучшую НИР и на выставках, всего 167 288 169 105 183 912
    В том числе дипломы открытых конкурсов на лучшую научную работустудентов, проводимых по приказам Министерства образования и науки РФ 0 4 7 8 15 34
    Стипендии Президента и Правительства РФ, получаемые студентами 1 2 0 1 0 4

    Успешной интеграции студентов во всероссийское и международное научно-образовательное пространство способствует развитие внутривузовской системы мероприятий НИРС, в рамках которой были организованы олимпиады по педагогике, психологии, экономике, россиеведению, конкурс научно-исследовательских работ, конкурс информационных профессионально-ориентированных проектов на английском языке.

    Активизируется научно-проектная деятельность студентов. На протяжении пяти лет студенты участвовали в реализации таких проектов и программ, как программа «Психосоциальное благополучие детей и подростков Арктического региона», проект «Создание сети сотрудничества по профилактике наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия), программа «Молодежные центры», региональные проекты по организации и проведению научно-практической конференции «Проблемы формирования студенческого самоуправления в системе профессионального образования: опыт и перспективы» (Министерство образования и науки Мурманской области), «Луч добра» (совместно с Комитетом по социальной защите населения г. Мурманска, международный проект «Школа для всех — развитие инклюзивного образования» (Лапландский университет Рованиеми, Финляндия; Министерство образования и науки МО; Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования и культуры; МГГУ, Северный (арктический) федеральный университет; Министерство образования и науки Архангельской области); образовательной программе для менеджеров в сфере культуры «Культурный Upgrade», (20-21.11.2013, г. Мурманск); проект «Создание сети сотрудничества по профилактике наркомании в Мурманском регионе» (Россия-Финляндия); совместная образовательная программа «Культурное наследие туризма в Баренц-регионе» (Лапландский университет, Финляндия — МАГУ, Россия, май 2016); российско-норвежский проект «Образование в духе мира» (Арктический университет Тромсё, Норвегия, мая 2016) академическая мобильность студентов по программам «Квота» (Норвегия), Крайний Север (Норвегия), First Lapland, First Barents (Финляндия), North2North (Норвегия), Nord+ (Дания) (весна-осень 2015 г.); виртуальная академическая мобильность студентов по программе «Бакалавр северных исследований» (совместный проект МАГУ и Норвежского арктического университета).

    В 2017 году научно-проектная деятельность студентов была реализована в рамка таких проектов и программ, как:

    • Академическая мобильность по программам Баренц Плюс (Арктический университет Норвегии, г. Тромсе, Норвегия) и First Баренц Плюс (Лапландский университет прикладных наук, г. Рованиеми, Финляндия)
    • Совместная образовательная программа SiU Баренц Плюс «культура, общество и развитие в Баренц-пегионе» (МАГУ, САФУ, Арктический университет Норвегии)
    • Международный научно-образовательный проект «Дошкольное образование в России и Норвегии» (г. Альта, Норвегия)

    За отчетный период студентами в соавторстве с преподавателями получено одно Свидетельства об отраслевой регистрации разработки в отраслевом фонде алгоритмов и программ Госкоорцентра Федерального агентства по образованию. В 2013 г. студентка Гумович М. А., 2 курс, направление «Прикладная математика и информатика») получила Свидетельство № 325 от 13.03.13 на электронное пособие «Вода: от простого к сложному», о том, что данные учебно-методические материалы в региональном хранилище цифровых образовательных ресурсов Мурманской области. В 2015 г. получен один охранный документ на объект интеллектуальной собственности.

    Студенты активно привлекаются к выполнению НИР по грантам. Ряд студентов выступили в качестве соисполнителей НИР по грантам:

    • РГНФ — «Диалог с аудиторией и властью: опыт журналистики Кольского Севера» и фонда «Русский Север: история и современность» (грант РГНФ, 2013 г.)
    • РГНФ — «Повседневные практики молодых инвалидов Кольского Севера» (2013 г.)
    • РГНФ — «Язык и культура коренного малочисленного народа Кольского Севера: документация, функционирование и взаимодействие (на материале саамского языка), № 545» (2014г.)
    • грант фонда «Русский Север: история и современность» — «Ресурсный потенциал лиц с ювенальной инвалидностью и условия его реализации в Мурманской области» (по итогам написана монография) (2013 г.)
    • грант фонда «Русский Север: история, современность, перспективы» (2015 г.) — «Рынок труда северных территорий России: история, проблемы, перспективы (на примере Мурманской области)»

    В 2015 году студенту факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности выделен целевой грант на участие в I Международном студенческом арктическом форуме в рамках Международной конференции «Арктические рубежи — 2016: промышленность и окружающая среда».

    В 2017 году на различные конкурсы грантов было подано 11 заявок: из них получен 4 гранта, 7 заявок находятся в процессе экспертизы.

    Одним из важнейших показателей научно-исследовательской работы студентов является количество студенческих публикаций. Всего за отчетный период студентами осуществлено 1323 публикаций, из них 702 — самостоятельно.

    Эти данные по годам представлены в таблице 5.

    Таблица 5
    Показатель 2013 2014 2015 2016 2017 Всего
    Количество научных публикаций студентов 219 273 250 296 285 1323
    Количество научных публикаций без соавторов-сотрудников вуза 134 143 140 123 163 702

    Анализ представленной таблицы позволяет говорить о стабилизации значения ежегодного количества студенческих научных публикаций.

    В 2016 году в рамках проведения Регионального молодежного форума «Молодая наука Арктики» при финансовой поддержке Министерства образования и науки Мурманской области был выпущен сборник студенческих научных материалов (21,8 п. л.). В 2017 году в ходе реализации Программы развития МАГУ был опубликован сборник научных статей «Вестник студенческой науки МАГУ» (28 п. л.).

    Итоги научно-исследовательской деятельности студентов отражаются в ежегодных отчетах по НИР в Министерство образования и науки Российской Федерации; обсуждаются на заседаниях Ученого совета МАГУ, Совета по НИР и РИД и Совета СНО.


    Обновлено 20.06.2018