Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения: Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Ректор МАГУ: Незаменимых нет!

Мурманский арктический государственный университет целую неделю в топе новостей... Яблоко раздора: 12 опытных преподавателей, с которыми не продлили контракт. Ректор Андрей Сергеев рассказал СеверПост о том, кто решил судьбу уволенных педагогов, а также, когда в вузе начнут учить врачей, и почему МАГУ не смог объединиться с МГТУ.

— Андрей Михайлович, Учёный совет МАГУ принял решение о не продлении сразу 12 контрактов с преподавателями, имеющими большой стаж работы в вузе. Педагоги говорят, что такой массовой чистки не было никогда в вузе. Что Вы на это скажете?

— Это не чистка! Никаких массовых увольнений не было! Выбиралось 130 человек, из них не прошли по конкурсу 12 преподавателей. Разве это массовая чистка? Те, кто не прошли дальше, прекрасно знают, почему это произошло.

— И всё же, какова главная претензия к этим преподавателям?

— Профессорско-преподавательский состав вуза работает на срочных контрактах. В зависимости от количества студентов, выполняемого функционала преподавателей выбирают на конкретный срок, максимальный — 5 лет.

Для того, чтобы этот контракт получить, они подают заявление. Оно рассматривается и визируется ректором. Потом происходит обсуждение на кафедре — выносится мотивированное заключение по каждому кандидату, и кафедра рекомендует или не рекомендует к избранию. Ученый Совет — это 41 человек — они не самодуры, они избираются на конференции трудового коллектива. К слову, там представлены интересы всех подразделений, всех кафедр, отделов.

12 преподавателей не прошли процедуру конкурсного отбора — за них проголосовало меньше половины людей, входящих в Учёный Совет. Вообще, это надо постараться, чтобы так произошло. По некоторым кандидатам для меня это тоже стало новостью. Я сам не ожидал. Ситуацию уже не переиграть. Учёный Совет проголосовал, и на этом основании люди закончат работу по контракту 31 августа. До этого времени они смогут принять все зачёты, все студенческие долги, закончат весь курс лекций, проведут все семинары, поучаствуют в работе тех или иных практик.

Ежегодно Учёный совет принимает решение о не продлении контрактов с преподавателями. Это нормальная вузовская практика, которая реализуется в нашей стране.

— Есть ли уже претенденты на место увольняемых преподавателей? Как вуз будет решать эту проблему?

— На Учёном совете 118 человек избрано, не прошли только 12, один из них у нас не работает, то есть «наших» 11. Никакой кадровой проблемы у нас нет. Люди выбраны. Сейчас заведующий кафедры будет думать, могут ли силами кафедры обеспечить процесс обучения.

В зависимости от этого они будут принимать решение: или эту нагрузку будут передавать кому-то из преподавателей на самой кафедре, или они будут приглашать преподавателя на условиях почасовой оплаты.

Это можно сделать без выбора на Учёном совете. Если человек претендует на то, чтобы войти в преподавательский состав, должны быть объявлены новые выборы.

— Не повлияет ли, на Ваш взгляд, это решение на снижение качества преподавания в МАГУ, ведь уйдут педагоги с большим стажем работы, любимые студентами?

То, что уйдут любимые педагоги, — это проблема не ректора. С многолетним стажем много и среди избранных педагогов. Я же, как ректор, не могу позволять себе оценок: нравится мне или нет чьё-то увольнение.

— Последние пять лет авторитетные профессора и доценты постепенно покидали вуз. Не опасаетесь ли Вы дальнейшего оттока преподавателей?

— Университет — это живой организм. Одни приходят, другие уходят, и это нормально. Педагог Людмила Иванова тоже была зелёной девчонкой, когда пришла работать на кафедру литературы, а до неё читал лекции всеми любимый и известный профессор Шейнкер. И все думали, как она после него будут преподавать...

СПРАВКА

Студенты Мурманского арктического госуниверситета сообщили о массовом увольнении из вуза преподавателей с трех кафедр с многолетним стажем работы. В ответ они подготовили обращение к руководству опорного учебного заведения.

Ректор МАГУ Андрей Сергеев объяснил причины увольнения тем, что «не переизбранные педагоги не соответствовали современным требованиям». Как пояснили в администрации МАГУ, в целом непереизбрание преподавателей — штатная ситуация.

— Хорошо, давайте поговорим еще на одну злободневную тему — объединение МАГУ и МГТУ. Вот ваш вуз уже год в статусе опорного. Что за это время сделано, есть какие-то подвижки?

— Работа проведена большая. Это своего рода ренгеноаудит, когда ты начинаешь видеть себя со стороны. В вузовском мире каждый человек — это светило. Работая в статусе опорного вуза, я смотрю с позиций объективности. Могу отметить, что перестроены различные учебные программы — они переориентированы на практиков, это новое, так раньше не учили. Мы ещё более укрепили связь с производством, мы построили новые мощные лаборатории. Одна — для физиков, они занимаются высокими сферами. Вторая — биологическая. Выстроен коворкинг.

— А что не удалось? Что вы думаете о возможной передаче статуса опорного вуза МГТУ?

— Никто никакие статусы никому не передает. Если получен статус, его уже не отобрать, не передать никому. Есть определённая Лига опорных вузов, чтобы туда попасть, нужно проделать достаточно большую работу. В этой Лиге сейчас существуют и работают 33 вуза, включая и нас. Предполагалось, что такой опорный вуз должен быть в каждом регионе.

Если по каким-то объективным показателям у вуза в том или ином виде урезают финансирование, он всё равно остаётся опорным вузом. Пока никаких проблем с этим нет. По одному из стратегических проектов мы можем с гордостью сказать, что он реализован очень удачно: «Креативный город. Территория развития». Мы можем констатировать, что не Мурманск вошёл в какую-то сеть, а Мурманск стал из из креативных центров в стране. Работа идёт со многими вузами в стране. Это удалось сделать за год.

— Напомните, пожалуйста, откуда возникла идея объединения двух крупных мурманских вузов? Как МАГУ стал опорным?

— Инициатива стать опорным вузом была не наша. Само министерство РФ выступило инициатором объединения крупных вузов. Задача опорного университета в том, чтобы он покрывал на 80-90% потребности региона в кадрах.

— И в каком состоянии сейчас процесс объединения?

— Сейчас, как я понимаю, процесс объединения с МГТУ временно или надолго отодвинут. Там дуют свои ветра, сейчас новый министр образования, у которого своя команда. О его планах узнаем осенью.

— Тогда в чём же заключается стратегия развития МАГУ?

— В первую очередь, мы стараемся выпускать востребованных на рынке специалистов. Региону нужны технические и технологические ресурсы. Система профессионального технического среднего специального образования справляется с этим отчасти, но нужны и вузовские специалисты. У нас есть совсем новые запросы, которыми мы никогда совсем не занимались.

— И это, в том числе, лечебное дело?

— Да, мы планируем начать подготовку врачей по специальности «Лечебное дело». Если всё будет хорошо, мы выйдем на подготовку специалистов с 2020 года.

— Но при отсутствии в регионе квалифицированной медицинской профессуры каково будет качество подготовки таких врачей?

— Будут преподавать врачи, кандидаты и доктора наук. Врача должен учить врач. И дело тут вовсе не в наших амбициях. Можно же было отказаться и не иметь этой головной боли. Дело в том, что в регионе нет около 700 медицинских специалистов. Мы это понимаем.

Уже достигнута принципиальная договоренность с рядом больниц. Так, например, с областной клинической больницей им. П. А. Баяндина подписано соглашение, они предоставят и помещение, и людей, и инструменты, чтобы мы могли заниматься реализацией этого направления.

Есть проблемы с несколькими курсами химии, их должно быть четыре, проблемы, связанные с анатомией и гистологией. Но все решаемо, главное, есть чёткое видение, как это будет работать. Возглавлять это подразделение будет доктор медицинских наук, и он уже есть у нас. Все подробности расскажем осенью.

— Спасибо за интервью. Напоследок вопрос, на который хотелось бы услышать конкретный ответ: что может сделать руководство МАГУ, чтобы студенты после прохождения обучения не покидали региона?

— Мы все вместе должны стараться решать эту проблему. Мы даём студентам знания, умения, навыки. Работая на региональную экономику, мы знаем рынок труда. Мы стремимся набирать абитуриентов на те профессии, когда на выходе им будет нетрудно найти работу. Мы работаем над тем, чтобы люди жили в красивых городах, чтобы им было комфортно. Мы начнём учить врачей, поскольку это востребовано на рынке труда. Но в целом, — это общая региональная задача. И журналистов, в том числе.


Рассказать друзьям