Главная

Мурманский арктический государственный университет

   Письмо вебмастеру Сообщение администратору
Главная arrow Структурные подразделения arrow Администрация МАГУ arrow Материалы о реорганизации структуры МГПУ
MАТЕРИАЛЫ О РЕОРГАНИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ
Мурманского государственного педагогического университета
с 01 сентября 2010 года


МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:
ШАГ В БУДУЩЕЕ 
         
          16 апреля 2010г. Ученый Совет МГПУ принял постановление о направлении ходатайства в Министерство образования и науки Российской Федерации о переименовании Мурманского государственного педагогического университета в Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ). 
          Ученый Совет утвердил новую структуру МГГУ, которая включает психолого-педагогический институт, факультет истории и социальных наук, факультет филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций, факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности, факультет художественного образования, технологии и дизайна, факультет физико-математического образования, информатики и программирования.

          Свое видение будущих перемен высказали сотрудники университета. 


   

НОВАЯ СТРУКТУРА УНИВЕРСИТЕТА
ПОДХОДИТ И ДЛЯ МГПУ, И ДЛЯ МГГУ
Павел Викторович ФЁДОРОВ

Павел Викторович ФЁДОРОВ,

доктор исторических наук, доцент,

проректор по научно-исследовательской работе МГПУ:

           Наш университет, как и другие педагогические вузы, переживает сейчас нелегкие времена. Необходимость модернизации средней школы поставила, и небезосновательно, вопрос о судьбе педвузов и всего профессионального педагогического образования.
 
          Нам следует определиться – куда идти, как развиваться? Идея интеграции с классическим университетом в Мурманской области трудноосуществима, поскольку классического университета в нашем регионе нет, а превращение МГПУ в удаленный филиал – проект недешевый, заведомо убыточный и для Мурманской области бесперспективный.
          Перепрофилирование и смещение акцентов в гуманитарное поле для МГПУ – вариант наименее болезненный и, главное, подкрепленный реальной жизнью. Третья часть всех лицензированных нашим вузом специальностей – непедагогические, 65% штатных докторов наук и примерно 50% кандидатов наук имеют дипломы по непедагогическим специальностям. К тому же набор педагогических специальностей, имеющихся в МГПУ, практически исчерпывающий и, следовательно, конечный. На фоне демографического кризиса и сокращения школ не трудно понять, что только перепрофилированием вуза можно обрести устойчивое развитие в длительной перспективе.
          Решение об оптимизации штатной структуры МГПУ, которое Ученый Совет принял 16 апреля, – давно назревшая необходимость. Старая структура в большей степени отвечала классическому университету, и потому имела множество проблемных точек и в условиях ограниченности сил не давала вузу сконцентрироваться в нужном направлении. Новая структура оригинальна тем, что она учитывает как педагогический, так и гуманитарный профили нашего вуза. Поэтому прекрасно согласуется с университетом как в нынешнем, педагогическом его статусе, так и в новом, гуманитарном. Вне зависимости от того, будет ли принято решение о переименовании МГПУ в МГГУ, новая структура способна придать нашему учреждению новые импульсы к развитию. 


СОХРАНИТЬ ТО ЛУЧШЕЕ, ЧТО НАКОПЛЕНО ЗА 70 ЛЕТ
 

Алексей Алексеевич КИСЕЛЕВ

Алексей Алексеевич КИСЕЛЕВ,

доктор исторических наук,

руководитель научно-исследовательской лаборатории исторического регионоведения,

заслуженный работник высшей школы РФ,

почетный профессор МГПУ:

           По вопросу преобразования Мурманского педагогического университета в гуманитарный надо признать, что это закономерный процесс и требование времени: мы не можем стоять в стороне, когда идут всеобщая модернизация и реформа народного образования.
          МГПУ меняется. Когда я пришел работать в пединститут, в нем, бывшем учительском институте, было всего два факультета – историко-филологический и физико-математический. На базе педагогического института теперь университет.
          Идея преобразования университета педагогического в гуманитарный вполне логична. В Мурманске есть технический университет, должен быть, естественно, и гуманитарный. Тем более что в МГПУ сейчас превалируют не педагогические специальности, а других направлений.
          Хочу пожелать будущему Гуманитарному университету сохранить в своей работе то лучшее, что накоплено за 70 лет его предшественниками.

РЕШЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬЮ
 
Наталья Александровна РЫЧКОВА

Наталья Александровна РЫЧКОВА,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогики:

           Принятое Ученым Советом 16 апреля 2010г. решение о переименовании нашего вуза является необходимостью и важным шагом, связанным с модернизацией отечественного образования.
          Оптимистичность прогнозов на успешность и обновление должна присутствовать.
          В регионе есть технический университет, будет и гуманитарный. В современных условиях развития Кольского Севера, вероятно, такой вуз будет привлекателен для инвестиций.
          Целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего инновационному развитию экономики, современным требованиям общества, В этой связи повышаются и профессиональные требования к педагогическим кадрам, включая высокий уровень интеллектуального и культурного развития, что в большей мере обеспечивается в гуманитарной среде. Университет будет продолжать подготовку учителей по разным специальностям, а также педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.
          При данных обстоятельствах функции межфакультетской кафедры общей педагогики должны не просто сохраняться, но и усиливаться. Это связано с изменением роли образования в целом, с развитием непрерывного профессионального образования, с повышением значимости учительской профессии, стремлением к вариативности воспитания и обучения и др. Особое внимание следует уделить условиям перехода на уровневую систему образования. Важно способствовать сохранению и защите в российской системе образования всего ценного, что накоплено.
          Хочется, чтобы исполнились все задуманные планы профессорско-преподавательского состава кафедры общей педагогики. 

ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ИПОСТАСЬ МЫ НЕ ПОТЕРЯЕМ
 
Дмитрий Григорьевич ЛЕВИТЕС

Дмитрий Григорьевич ЛЕВИТЕС,

доктор педагогических наук, профессор,

зав. кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий,

заслуженный учитель РФ:

           Принятое решение – это ответ на определенные социально-экономические, демографические и образовательные обстоятельства, происходящие в стране и Мире.
          Теряет ли при этом традиционный педагогический ВУЗ свою педагогическую ипостась? Думаю, нет, потому что в современных условиях важнейшей основой педагогической деятельности и подготовки к ней рассматривается её гуманистическая природа, реализация принципа гуманизации, антропоцентрического подхода и тенденций гуманитаризации образования.
          Однако в условиях переходного периода при обосновании принципов формирования содержания образования будущих специалистов, организационных структур нового учебного заведения, форм организации образовательного процесса в нем, крайне важно не потерять важнейшую составляющею педагогической подготовки. Она называется «скрытое» образование, или «скрытый» учебный план. Это сама образовательная среда университета с её традициями, ритуалами, культурными и социокультурными компонентами, которые играют в профессиональной подготовке будущих педагогов не меньшее значение, чем аудиторные и внеаудиторные учебные занятия. 

ЭТО НАШ «БРЕНД» 
Ольга Николаевна ИВАНИЩЕВА

Ольга Николаевна ИВАНИЩЕВА,

доктор филологических наук, профессор,

зав. кафедрой культурологии, межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики:

           Решение мудрое, потому что при старом названии «за бортом» остаются университетские специальности, например, специальность «Журналистика». При новом названии университет сможет развернуть спектр предлагаемых образовательных услуг. Название располагает к подготовке документов по бакалавриату и магистратуре по многим новым специальностям, прежде всего гуманитарным дисциплинам. А это большое количество разнообразных программ по социально-гуманитарным дисциплинам, культурологии, социальной работе, журналистике и рекламному делу.
          По сути, МГПУ всегда осуществлял подготовку специалистов гуманитарного профиля. Это наш «бренд». Новым названием мы просто позволим себе работать дальше по уже разработанным схемам. 

ПЕДАГОГИКА РАЗВИВАЕТСЯ В ТЕСНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
С ГУМАНИТАРНЫМ ЗНАНИЕМ 
Светлана Андреевна АНТОШИНА

Светлана Андреевна АНТОШИНА,

кандидат филологических наук, доцент,

зав. кафедрой русского языка, литературы и методики их преподавания:

           Изменение статуса нашего университета – событие необходимое и своевременное. За последние десятилетия педагогика из прикладной науки стала важной составляющей гуманитарной отрасли знания и развивается в тесном взаимодействии не только с психологией, филологией, историей, но и с философией, социологией, культурологией и целым комплексом естественнонаучных дисциплин.
  
          Развитие высшего профессионального образования требует расширения перечня гуманитарных дисциплин, углубления интеграции их содержания для получения системного знания. Все эти задачи станет гораздо легче решать, если Мурманский государственный университет станет гуманитарным.
          Новый статус университета не только позволит поднять на новый теоретический уровень педагогическое образование в нашем регионе, но и даст нашему вузу возможность проводить широкий спектр современных гуманитарных интердисциплинарых исследований. 

ПОВЫСИМ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 
Анна Владимировна ГУЩИНА

Анна Владимировна ГУЩИНА,

кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета специальной педагогики и психологии:

             По нашему мнению объединение разнопрофильных факультетов, осуществляющих подготовку специалистов в области педагогических, психологических специальностей в Психолого-педагогический институт, повысит конкуренцию на региональном рынке образовательных услуг, обеспечит повышение качества подготовки специалистов. Одновременно это позволит провести укрупнение специальностей, оптимизировать направления подготовки специалистов в вузе, внедрить технологии, позволяющие выстраивать индивидуальные образовательные траектории, встраивая их в запросы региональной экономики и социальной сферы.
          Целью деятельности Психолого-педагогического института, в рамках действующего Мурманского государственного гуманитарного университета, будет являться создание современного открытого учебно-научного центра, который вобрал бы в себя достижения прогрессивного опыта высшей школы и приумножил традиции университетского отечественного образования - универсальность, синтез гуманитарного и естественно-научного знания, высокий теоретический и практико-ориентированный уровень.  

ОТКРЫВАЮТСЯ НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 
Виктор Рюрикович ЦЫЛЕВ

Виктор Рюрикович ЦЫЛЕВ,

кандидат философских наук, доцент,

руководитель научно-исследовательской лаборатории социологических исследований:

           Мне кажется, что переориентация университета с педагогического профиля на гуманитарный откроет новые перспективы в его развитии, повысит его возможности на рынке образовательных услуг.
 
          Восприятие, имидж вуза во многом определяется не только содержанием его деятельности но и названием. До сих пор большинство мурманчан и жителей области воспринимают наш университет прежде всего как готовящий учителей. Педагогический статус заработан вузом за долгую историю его работы, и в памяти мурманчан он еще долго будет жить как педагогический даже после смены его названия, поэтому те, кто собирается стать учителем, все равно придет к нам. Вместе с тем после смены названия к нам теперь могут приходить и те, кого этот педагогический статус не устраивал. Так, при опросе учащихся 11-х классов Мурманской области в 2008г. 29,6 % из тех, кто не желал поступать в МГПУ, указали в качестве причины: «Не нравится педагогическая направленность вуза». Некоторые из них писали прямо: «пойду в МГИ, потому что мне больше нравится гуманитарный вуз, а не педагогический».
 
          Кроме того, переориентация вуза делает профильными непедагогические специальности, которых в нашем вузе открыто немало, поэтому они теперь должны получить новый толчок развития, а поскольку к ним относится и социология, то это не может меня не радовать. 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ 

Стаценко Елена Рудольфовна

Елена Рудольфовна СТАЦЕНКО,

кандидат педагогических наук, доцент,

декан факультета художественного образования, технологии и дизайна:
 

          – Гуманитарный университет – перспективный проект. Несомненным является то, что в настоящее время гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных и утверждающихся тенденций мирового образовательного процесса, в том числе и в образовательной практике России. Очевидно, что важнейшим и необходимым условием формирования ценностных ориентаций специалиста является  всесторонняя гуманитаризация учебного процесса в содержательном плане, которая призвана способствовать гармоничному развитию личности. Так как образование является наиболее динамичным фактором воздействия на личность обучаемого, его мировоззрение, сознание и самосознание, поэтому особое значение в становлении и развитии будущего специалиста на нравственно-гуманистической основе приобретают личностные аспекты социальной функции высшей школы, ее гуманитарная направленность.
 
          На наш взгляд, переход на новый, более высокий уровень социально-гуманитарного образования необходим, так как гуманизация образования основывается на приоритете человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Считаю, что это позволит создать необходимые условия для подготовки специалистов с широким кругозором, с высоким уровнем профессиональной и общекультурной подготовки. Для факультета художественного образования, технологии и дизайна это означает углубление теоретической, общеобразовательной, общенаучной, профессиональной подготовки студента, переход на новые специальности и подготовку специалистов широкого профиля.  


Материалы предоставлены научным отделом МГПУ